0

г. Москва, ул. Зорге,
д. 15, корп. 1

+7 (495) 108-20-30
+7 (495) 727-27-11
Пн-Пт с 10:00 до 18:00

info@pumps-seals.ru

Помощь и вопросы

Обратный звонок
Обратный звонок

ПРОСТАЯ ПРИЧИНА СЛОЖНЫХ ПРОБЛЕМ. НЕИСПРАВНОСТЬ ОБРАТНЫХ КЛАПАНОВ - ПРИЧИНА ГИДРАВЛИЧЕСКИХ УДАРОВ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАСОСОВ

Банки, вузы, спорткомплексы, торговые центры и другие предприятия и организации, не имеющие постоянных квалифицированных ремонтников, способных качественно наблюдать за эксплуатацией и, при необходимости, исправить насосный агрегат, регулярно обращаются к нам с типичными жалобами: течет уплотнение вала насоса, шумят подшипники электродвигателей. Бывает, что дренажный насос перестает откачивать (а это обычно подвал), из-за чего помещение насосной со всем оборудованием оказывается затопленным.

Причиной перечисленных неприятностей часто является повреждение (засорение, «зависание») обратных клапанов, устанавливаемых между нагнетательными патрубками насосов и задвижками на нагнетании. При штатном или случайном отключении электроэнергии обратный клапан должен закрываться и препятствовать обратному потоку жидкости из нагнетательной части установки на всасывание.

Однако, при эксплуатации и ремонте насосов обратным клапанам редко уделяется внимание.

В современных установках отопления, кондиционирования, горячего водоснабжения, подпитки систем предусматривается, как минимум, один насос рабочий, а второй резервный. Причем, автоматика периодически их поочередно запускает и отключает. При отключении насоса должен закрываться обратный клапан. Обслуживающий персонал обычно оценивает исправность работы насоса по включению сигнальных ламп и по шуму агрегата. И если из уплотнения вала насоса нет серьезных утечек, агрегат считается исправным. А про обратный клапан никто и не вспоминает.

Между тем, постепенно и в зависимости от загрязнения перекачиваемой жидкости в подвижных сочленениях обратных клапанов накапливаются грязь и продукты коррозии. Клапан теряет подвижность и плотно не закрывается («зависает»). До тех пор, пока насос с таким клапаном подает жидкость по назначению, заметных проблем не возникает. Но при выводе насоса в резерв и запуске соседнего насоса часть жидкости, проходящей через включенный насос, поступает не по назначению, а через остановленный насос сливается из нагнетательной трубы на всасывание.

В нашей практике часто встречаются ситуации, когда обратный поток через резервный насос настолько велик, что ротор насоса, у которого отключен электродвигатель, интенсивно вращается в обратную сторону. Причем, внешне это не заметно и дежурный персонал этого не замечает. Понятно, что в систему по назначению поступает меньше жидкости, что чревато нарушением технологии. При автоматическом, очередном запуске насоса с «зависшим» обратным клапаном происходит ударное торможение ротора резервного насоса. Особенно это опасно для насосов, у которых проточная часть изготовлена из пластмасс или алюминиевого сплава. И после многократных запусков насосного агрегата с противовращением при очередном ремонте, связанном с заменой торцового уплотнения вала, часто требуется полная замена ротора, что намного удорожает ремонт и продляет его сроки.

Дренажные насосы обычно работают периодически по мере накопления жидкости в сборниках утечек, в которых имеются поплавковые или другие датчики уровня.

Эти насосы перекачивают жидкость с большим количеством абразива, а также с волокнами, обрывками бумаги и другим мусором. Засорение и «зависание» обратных клапанов здесь весьма вероятно. И если не обращать на это внимания, то автоматический запуск агрегата может оказаться бесполезным, т.к. вся откачиваемая жидкость будет сливаться в сборник утечек через резервный насос. Это увеличивает наработку насоса, сокращая его долговечность, в основном, за счет износа торцового уплотнения. Но главное - здесь велика опасность затопления всего помещения.

Тяжелые и даже разрушительные последствия может вызвать «зависание» обратных клапанов насосов водоснабжения и канализации. Подача этих насосов обычно сильно колеблется в течении суток. И эти насосы часто отключают. При этом обычно рекомендуется закрывать задвижки на нагнетании. Однако неопытные операторы часто пренебрегают этими рекомендациями. Тем более, что манипуляции с задвижками на трубопроводе приличного диаметра требуют физических усилий. В итоге, сливу через насос из нагнетательной части установки на всасывание насоса препятствует только обратный клапан. В условиях очистных сооружений и канализационных установок велика опасность засорения шарнирных соединений обратных клапанов. Клапаны «зависают» в частично открытом состоянии.

При отключении насоса вначале жидкость по инерции поступает из всасывающей трубы в нагнетание. Затем этот поток прекращается и начинается обратное течение из нагнетательной трубы через насос на всасывание. Если перепад давления между нагнетательной и всасывающей трубами существенен, а нагнетательный трубопровод довольно длинный, то обратный поток, ускоряясь, резко захлопывает зависший клапан. При этом происходит т.н. гидравлический удар. Это быстрое и значительное повышение давления в нагнетательной трубе. Если труба «старая», а так бывает сплошь и рядом, то может произойти разрыв трубы с последующим затоплением помещения насосной и всех коллекторов, по которым проложен нагнетательный трубопровод. О разрывах труб от гидравлических ударов, размыве дорог и даже человеческих жертвах при этом СМИ сообщают довольно часто.

Основной вывод: приступая к ремонту насосных агрегатов в целях устранения чрезмерных утечек из уплотнений валов, а также для замены изношенных подшипников двигателя или самого насоса (а это основные поводы для ремонта), не забывайте о необходимости ревизии обратных клапанов. Этим вы существенно продлите ресурс агрегатов, увеличите их надежность и сможете избежать больших неприятностей. Это операция лишь немного повысит стоимость обычного ремонта.

Ревизия и ремонт обратных клапанов требуют понимания их роли в установке, некоторых навыков и инструментов.

Все это есть у наших специалистов.


Загляните в каталог, там вы найдете нужное оборудование