Задача: откачивание горячего (180...2000С) битума из подземных резервуаров глубиной 4 метра по трубам с отверстием dy=70 мм при максимальной длине на всасывании насоса до 24 метров и на нагнетании 25 метров. Максимальный перепад высот около 8 метров (при почти «пустом» резервуаре на всасывании).
Для этой цели предложен и изготовлен моноблочный самовсасывающий вихревой насос марки ВКс 20/15 К55А-МС-ОО (11Вх1500).
Насос обеспечит подачу 20 м3/ч, если уровень жидкости в резервуаре на всасывании будет находиться ниже поверхности земли на 2-2,5 метра. Если же предстоит вести откачку с глубины около 4 метров, то из-за кавитационных качеств насоса подача снизится до 10 м3/ч.
Для нормального процесса требуется 120 т/час асфальта, причем, на каждую тонну асфальта добавляют 60 литров битума. Поэтому часовой расход битума составляет 120*0,06=7,2 т/час. Т.е. минимальные по подаче возможности насоса в схеме превышают среднюю потребность производства в битуме.
Насос имеет:
- штампосварную проточную часть из нержавеющей стали Х18Н10Т. Патрубки фланцевые (шип-паз) dy=65 мм на входе и dy=50 мм на выходе. Всасывающий патрубок имеет вид колена 900, причем всасывающее отверстие «смотрит» вверх. Прокладки из фторопласта. Контрфланцы и крепеж прилагаются. Предусмотрено 2 рубашки для разогрева проточной части со штуцерами G ½’’ для подвода и отвода разогревающей среды. В одной из рубашек встроена гильза для измерения температуры теплоносителя, которая не должна быть больше 130-1400С, т.к. иначе тепловой поток по валу двигателя может недопустимо разогреть двигатель. Кольца неподвижных уплотнений проточной части будут из фторкаучука;
- двойное (тандем) английское торцовое уплотнение вала. Уплотнение, контактирующее с битумом, имеет металлический сильфон и пару трения из карбида кремния. Второе уплотнения – с резиновым сильфоном.
К узлу уплотнения подключен увеличенный бачок гидрозатвора, в который предстоит залить невязкое масло, которое будет смазывать пары трения и отводить тепло через стенки бачка. В бачке есть гильза для термометра.
- взрывозащищенный электродвигатель мощностью 11 кВт при 1500 об/мин. В нем заменены подшипники на импортные с термостойкой смазкой.
В проточную часть самовсасывающих насосов перед первым запуском заливают жидкость. Здесь первый раз в насос нужно залить невязкое масло или керосин. Нужно внимательно продумать процедуру длительной остановки насоса, чтобы не получить в насосе застывшего «козла».
Колесо вихревого насоса, в принципе, может, как нож в мясорубке, разрубать мягкие включения. Но лучше этого не допускать, т.к. долговечность деталей снизится.
Это же касается наличия песка.
Вихревой насос отработал 8 месяцев без замечаний. Предприятие заказывает ещё два таких же насоса.
Насос с электродвигателем имеет небольшие габариты, может размещаться на стуле.
Габариты заменяемого шестеренного насоса с рамой, электродвигателем, редуктором и двумя муфтами 1200х500х500 мм при массе более 300 кг.
Недостаточные самовсасывающие свойства шестерённых насосов, по нашему мнению, можно отнести за счёт подсосов через неплотности уплотнений с мягкой набивкой.
|