Патока – это достаточно вязкий продукт, особенно в холодном состоянии. Из литературных данных известно, что в зависимости от качества исходного продукта, от технологии производства и количества сухих веществ, при 20оС вязкость патоки колеблется от 11000 до 45000 сПз. Соответственно изменяются потери на вязкое трение в трубопроводах.
Холодную патоку через верхний люк резервуара можно откачать с помощью ламинарного насоса ОНЛ, подключаемого к установке собранной схеме изображенной на рис 1.
Потери трения очень сильно зависят от диаметра трубопровода и существенно слабее от других параметров. Особенно важны потери во всасывающей трубе, так как помочь течению здесь может только разность между атмосферным давлением и разрежением, которое может создать насос на всасывании.
В схеме (рис. 1) очень важен сифон поз. 2, по которому патока будет подниматься из резервуара и перетекать к насосу 1.
Выбор диаметра сифона производится на основании требуемого расхода и вязкости продукта.
Порядок работы схемы:
1) Исходное положение: все краны закрыты.
2) Открыть кран 12 и через воронку залить воды в гидравлическую часть насоса (объем воды определяется габаритом насоса). Это нужно для того, чтобы при пуске насоса не «сжечь» электродвигатель за счет «слипания» поверхностей, омываемых холодной патокой.
3) Закрыть кран 12.
4) Запустить вакуумнасос 4. По вакуумметру поз. 13 убедиться, что вакуумнасос откачивает воздух.
5) Открыть кран 9, Под действием разрежения в сифоне из резервуара поднимется уровень патоки, которая, достигая верхнего угла сифона, будет по правой вертикальной ветви спускаться к насосу. Показания вакуумметра будут медленно увеличиваться.
6) Когда патока поднимется до крана поз. 9 показания вакуумметра начнут быстро увеличиваться, т.к. через дросселирующее отверстие к вакуумнасосу устремится не воздух, а вязкая патока. В этот момент закрыть кран 9 и отключить вакуумнасос 4.
7) Запустить насос 2.
8) Приоткрыть кран 8 на нагнетательной трубе. Насос будет откачивать потоку в нагнетательную линию поз. 7.
9) Когда патока начнет поступать в емкость по назначению, измерить ток в обмотках двигателя и, если ток меньше номинального, можно открыть кран 8, увеличив подачу насоса.
10) Перед отключением насоса 2 закрыть кран 8.
11) Через прозрачное стекло диоптра можно видеть, не поступает ли патока к вакуум-насосу 4.
12) Кран 10, служит для «срыва» вакуума в сифоне 11. Обратный клапан 5 нужен для того, чтобы при случайном отключении вакуум-насоса 4 жидкость из него не потекла бы в патоку 4, находящуюся под разрежением в сифоне.
13) Кран 11 нужен для опорожнения сифона самотеком.
Рис. 1. Схема установки для откачки патоки через верхний люк резервуара
|