НОВЫЕ НАДЕЖНЫЕ НАСОСЫ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖИДКОСТЕЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ МАСЛА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ
Авторы: В.А.Бендерович, Ю.Б.Илюхин, Э.Д.Лунаци, Я.Л.Любин, Д.А.Филатов
Насос – элемент технологической системы, поэтому его эффективность должна рассматриваться в связи с эффективностью всей системы. Отказ насоса приводит к остановке технологического процесса, так как он генерирует перекачивание жидкости.
Следовательно, эффективность насоса складывается, по крайней мере, из трех составляющих: надежность, функциональность и экономичность.
Экономичность – это, прежде всего и больше всего минимальные расходы на его эксплуатацию при достижении его максимальной полезности в производстве. Эти расходы составляют 90-95% от суммарных затрат, включая стоимость покупки. Несмотря на большое значение кпд и связанную с ним плату за электроэнергию, львиная доля потерь в производстве – простои на обслуживание, ремонт и потери продукта, оставшегося в трактах насоса и присоединенных систем. Простои – это еще и потери от не выпуска конечного продукта.
Поэтому экономичность зависит и от надежности, и от функционального соответствия.
Функциональное соответствие в свою очередь определяется правильным выбором и установкой насоса в системе.
Выбор начинается с опросного листа. Но в большинстве случаев через них можно получить информацию только о параметрах что недостаточно, чтобы решить задачу функционального соответствия. Поэтому НПП «Насосы и Уплотнения» дает в опросных листах варианты схем размещения насоса в системе и просит их уточнить по реальной схеме. Возникает обратная интерактивная связь. Уточнения происходят с обеих сторон. Это способствует более точному подбору и эффективному использованию насосов, повышению экономичности системы в целом и снижению себестоимости продукции. А иногда и повышению надежности.
Пульсация потока сказывается на надежности насоса. Источниками пульсации могут быть встроенные в систему устройства, создающие колебания скорости жидкости. Таким источником бывает и кавитация. Ухудшается режим работы насоса. Появляется переменная нагрузка на стенки трубопровода, на фланцевые соединения, на сопряженные детали и уплотнения, как статические, так и динамические. Если насос работает в режиме подачи за пределами 0,5-1,5 оптимальной подачи возрастает окружная неравномерность поля давления в спиральной камере. Амплитуды давления неодинаковы по окружности рабочего колеса. Максимум – в области напорного патрубка. Эта неравномерность приводит к пикам на высших гармониках лопастной части. Появляются побочные пики. Они могут вызвать резонансные вибрации. Их узловые диаметры могут вращаться как в направлении вращения рабочего колеса, так и в противоположном. ( Эбара). Это еще один, очень часто образующийся источник пульсации. Поэтому надежность насосов необходимо изучать системно. Например, в случае значительных колебаний подачи более целесообразно применять насосный модуль из нескольких насосов. Все насосы работают на режимах, близких к расчетному. Такие модули более адаптивны к автоматическому переключению и к присоединенной системе и намного повышает надежность насосов.
Статистические обследования отказов дают следующие усредненные показатели: 47% отказов приходится на уплотнения валов, 38% - подшипники, 8% - рабочие колеса, 5% - валы, 2% - корпусные детали.
Уплотнения валов в подавляющем количестве – торцового типа. Нет какогото универсального решения их конструкции. Поэтому создано сотни разновидностей. Каждый изготовитель ищет и находит свои тонкости в геометрии элементов торцового уплотнения. Велика номенклатура применяемых материалов. Все это увеличивает долговечность.
На надежность насосов в целом влияет конструкция механической муфты, соединяющая вал насоса с приводом. Погрешности изготовления и монтажа втулочно-пальцевых и зубчатых муфт имеющих дискретное число связей, приводит к возбуждению колебаний с оборотными частотами.
Это связано с двумя типами погрешностей. Шаговыми, вызывающими ошибки положения сопрягаемых деталей муфты. Это – источник радиальных перегрузок. Наличие дисбаланса полумуфт создает центробежную силу, которая зависит от окружной скорости (Апалхов В.В., Глушкова М.В. «Снижение вибрации роторных механизмов», Проблемы машиностроения и надежности машин №1 2006 год). К этому надо добавить ошибку положения делительной окружности и монтажные ошибки взаимного положения осей привода и машины. Все эти погрешности неизбежны. Иногда регламентированы. Они имеют и технологическое и субъективное происхождение.
В результате создается система радиальных и тангенциальных сил, переменных по величине. Валы деформируются. Эти микроперемещения возбуждают вибрацию на частотах до 20000 Гц.
В то же время эти отклонения того же порядка, что зазоры между уплотняющими кольцами уплотнения. В результате V –образной осевой неоднородности происходит раскрытие стыка и появляются утечки, ускоряющие износ колец. Так снижается надежность и долговечность уплотнений.
По удельному весу отказов подшипники приближаются к торцовым уплотнениям. Это вызвано двумя факторами. Первый – перегрузка от описанных погрешностей муфт. Второй – от загрязнения.
Поэтому целесообразно применение муфт с большей степенью свободы. Это – мембранные муфты с промежуточными амортизаторами.
Для защиты от грязи подшипники надежно защищают лабиринтные уплотнения типа Pro Tech. Они намного эффективнее манжет.
Загляните в каталог, там вы найдете нужное оборудование